Правовая инструкция ЮРИСТЫ19.РФ расскажет, куда жаловаться на кредиторов и коллекторов, которые донимают родственников должника звонками.

1.Что грозит кредитору за звонки третьим лицам?

Ни кредиторы, ни коллекторы не имеют право взаимодействовать с родственниками должника по вопросу возврата долга, если последние не являются его созаемщиками или поручителями. Такая позиция Банка России теперь подкреплена соответствующей судебной практикой. Штрафы для кредитно-финансовых организаций и их представителей за нарушение данного запрета исчисляются десятками тысяч рублей.
Уже не в первый раз на сторону заемщика в таком споре 22 июля 2016 года встал Арбитражного суда г. Москвы (Решение по делу № А40-83444/2016). С заявлением в Арбитраж обратилась МФО «Быстроденьги», которая требовала отменить вынесенное в ее адрес постановления от 17.03.2016 года № ПН-59-3-1-16/323 по делу об административном правонарушении (штраф 50 тыс. рублей по ч. 5 ст. 15.26.1 КоАП РФ).
Суд установил, что при осуществлении непосредственного взаимодействия путем телефонных переговоров с третьими лицами, МФО совершило действия, превышающие общие гражданско-правовые пределы действий взыскателей просроченной задолженности, предусмотренные частью 1 статьи 15 Федерального закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». В соответствии с положениями данной статьи, при совершении действий, направленных на возврат во внесудебном порядке задолженности, возникшей по договору потребительского займа, кредитор и (или) юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату задолженности, вправе взаимодействовать с заемщиком и лицами, предоставившими обеспечение по договору потребительского кредита (займа) и не вправе причинять вред заемщику или злоупотреблять правом в иных формах. МФО этим правом злоупотребило, так как в ходе телефонных переговоров были разглашены сведения об операциях заемщика, являющиеся тайной, третьим лицам, а МФО, кроме всего прочего, еще и обязана гарантировать соблюдение тайны об операциях своих клиентов (пп. 4 п. 2 ст. 9 Закона № 151-ФЗ «О микрофинансировании и микрофинансовых организациях»).
Арбитражного суда г. Москвы, изучив все материалы дела, отказал МФО в отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 15.26.1 КоАП РФ за совершение неправомерных действий по возврату задолженности.

2.Куда жаловаться, если звонят по чужому долгу?

Решение Арбитражного суда и позицию Банка России могут использовать должники и их родственники, в отношении которых кредиторы применяют неправомерные действия, такие как звонки третьим лицам, не являющимся созаемщиками или поручителями. Жаловаться на кредиторов и их представителей можно в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ РФ через интернет-приемную. Жалобу вправе подать и должник, и родственники, а также прочие третьи лица.
Если кредитор нарушает законодательство о персональных данных можно подать жалобу в прокурору (ст. 13.11 КоАП РФ.), а также в Роскомнадзор.

3.Что изменится после вступления в силу «закона о коллекторах»?

С 1 января 2017 года вступает в силу ФЗ от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…», которые должен окончательно решить проблему взаимодействия кредиторов с третьими лицами по возврату долга. В ч. 4 ст. 5 Закона, установлено, что кредитор или действующий от его имени коллектор, имеют право взаимодействовать по возврату долга с третьими лицами (родственники, соседи, коллеги должника и т. д.) только при одновременном соблюдении двух условий: есть соответствующее письменное согласие должника, а третьи лица не выражают своего несогласия.
Таким образом, с 1 января 2017 года вопрос о возможности взаимодействия с третьими лицами данным законом будет подробно урегулирован, до этого времени есть возможность пожаловаться на действия кредиторов в ЦБ РФ, прокуратуру или в суд.
ЮРИСТЫ19.РФ