Правовая инструкция расскажет, на каких основания органами опеки производится отобрание ребенка, в каком порядке принимаются меры по отобранию, об особенностях рассмотрения в суде дел, связанных с отобранием.
1.Что понимается под «отобранием ребенка»?
Непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка является основанием для отобрания ребенка органами опеки у родителей или у других лиц (ст. 77 СК РФ). Наряду с лишением или ограничением родительских прав отобрание ребенка является одним из видов семейно-правовой ответственности, которую родители могут понести за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Тем самым, с целью защиты интересов ребенка ограничивается его право на совместное проживание с родителями.Отобрание при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью представляет собой меру чрезвычайного и временного характера, проведение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств. Под непосредственной угрозой следует понимать такое стечение обстоятельств, при которых реально может быть причинен вред его здоровью в случае невмешательства посторонних людей, в том числе и в случае оставления несовершеннолетних детей без присмотра в опасной для них ситуации (см. Решение Александрово-Заводского районного суда Забайкальского края от 29 марта 2016 года по делу 2-3-2016).
2.В чем заключается процедура отобрания ребенка?
Решение об отобрании ребенка принимается органом опеки и попечительства при администрации муниципального образования по результатам рассмотрения сообщения об угрозе причинения вреда ребенку. Поскольку федеральным законодательством не определена форма, в которой оно выносится, она должна быть утверждена на уровне субъекта РФ (обычно постановление или распоряжение). Наличие обстоятельств, при которых ребенку может быть причинен вред, устанавливается и отражается в соответствующем акте органа опеки путем обследования жилищно-бытовых условий проживания ребенка, бесед с родителями, иными лицами, с которыми проживает ребенок, а также с ребенком. Важным фактором при оценке угрозы является возраст ребенка.После принятия акта (постановления, распоряжения) об отобрании ребенка орган опеки должен уведомить об этом прокурора. Ребенок временно направляется к родственникам, а в их отсутствие — в специализированное учреждение. В течение 7 дней орган опеки обращается в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав (п. 2 ст. 77 СК РФ) либо отмене усыновления. Прокурор вправе возбудить уголовное дело в отношении родителей (иных лиц), совершивших общественно опасное деяние, или принести протест на акт, нарушающий права ребенка, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд. Также действия органа опеки могут быть обжалованы в суд родителями ребенка. В случае отобрания ребенка у опекуна он отстраняется от выполнения обязанностей во внесудебном порядке.
3.Как рассматриваются дела об отобрании в суде?
Часто родители или лица, их заменяющие, препятствуют отобранию ребенка. В таких случаях суд принимает решение об отобрании, которое исполняется принудительно в порядке ст.105 Закона «Об исполнительном производстве» и ст.79 СК РФ. Кроме того, родители могут быть привлечены к административной ответственности по ст.5.35 КоАП РФ. Принудительное отобрание осуществляется только при участи совершеннолетнего дееспособного лица, которому передается ребенок, поэтому орган опеки представляет акт обследования его жилищных условий. При отсутствии такого лица суд направляет ребенка в специализированное учреждение. Если родители скрывают место нахождения ребенка, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о розыске ребенка. При этом на них возлагаются расходы по совершению исполнительных действий (ч. 5 ст. 65 Закона «Об исполнительном производстве») и обязанность уплатить исполнительский сбор. В случае создания препятствий судебному приставу необходимо участие представителя органов внутренних дел (п. 2 ст.79 СК РФ, п.4 ст.65 Закона «Об исполнительном производстве»).Кроме того, в судебной практике в связи с применением ст. 77 СК РФ имеются дела следующих категорий:связанные с оспариванием обоснованности отобрания ребенка, требованиями о компенсации морального вреда и возмещении иного ущерба (см. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 29.07.2015 по делу N 33-7221/15);связанные с оспариванием назначения предварительной опеки (см. Решение Починковского районного суда Нижегородской области от 03 ноября 2015 года по делу № 2а-739/2015);о привлечении к административной ответственности должностных лиц органов опеки по ст.5.37 КоАП РФ за незаконные действия по передаче ребенка под опеку (попечительство)(см. Постановление Мирового судьи судебного участка № 4 Шахтинского судебного района Ростовской области от 10.11. 2015 года по делу № 5-7-363/15);о привлечении к ответственности по ст.293 УК РФ должностных лиц органов опеки и инспекторов отделов полиции за халатность, которая выражается в неисполнении своих обязанностей по своевременному отобранию ребенка и непринятии мер по защите его прав (см. Приговор по делу № 1 – 51/2015 г Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 15 сентября 2015 года).