С 15 июля 2016 года вступил в силу закон о прекращении выдачи свидетельств о праве собственности. Теперь чтобы подтвердить государственную регистрацию прав на недвижимость необходимо предоставить выписку из ЕГРП. Ранее выданные свидетельства также сохраняют силу. Правовая инструкция ЮРИСТЫ19.РФ расскажет, какие сведения из Единого государственного реестра прав предоставляются гражданам, какова процедура получения выписки из ЕГРП.
1.Что такое выписка из ЕГРП?
Выписка из Единого государственного реестра прав является доказательством права собственности на недвижимое имущество (п. 36 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 года №10/22). Сведения об объектах недвижимости, правах и обременениях на них, содержащиеся в реестре, предоставляются по запросу любых лиц, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, в виде выписок, справок и уведомлений (ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Утверждены следующие формы документов:
выписка из ЕГРП (содержащая общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости);
справка о содержании правоустанавливающих документов, в том числе по односторонней сделке (а также договора купли-продажи, акта ввода дома в эксплуатацию и др.);
выписка из ЕГРП о переходе прав на объект недвижимого имущества;
выписка из ЕГРП о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимого имущества;
выписка из ЕГРП о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным;
справка о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества;
уведомления об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений, в том числе о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества.
2.Какие сведения являются общедоступными?
Любое лицо вправе получить только выписки из ЕГРП, содержащие общедоступные сведения. К таким сведениям относятся:
описание объекта недвижимости;
зарегистрированные права и обременения;
сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях (например, о том, что в отношении указанного объекта недвижимости представлены документы на госрегистрацию договора купли-продажи) и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости;
отметки о возражении в отношении зарегистрированного права;
сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Выписки, содержащие иные сведения, предоставляются ограниченному кругу лиц, перечень которых указан в п. п. 3, 4 ст. 7 Закона «О государственной регистрации…». К ним относятся правообладатели, их законные представители или лица, в отношении которых ими оформлена доверенность на получение таких сведений. Также эти сведения могут предоставляться различным должностным лицам. Права на получение сведений ограниченного доступа подтверждаются указанными лицами соответствующими документами, которые прилагаются к запросу.
3.Как получить выписку?
Для получения выписки из ЕГРП гражданину необходимо направить в Росреестр по месту нахождения недвижимого имущества запрос по утвержденной форме, документ, подтверждающий внесение платы за выдачу выписки (квитанцию, платежное поручение) и доверенность (если действует не в личных интересах или от имени юрлица). Размер платы устанавливает Минэкономразвития РФ. Сейчас размер платы для физического лица колеблется от 150 до 500 рублей в зависимости от сведений, которые содержит запрашиваемая выписка, и формата, в котором она предоставляется: электронного или бумажного документа. Плата может быть внесена и после подачи запроса. В этом случае заявителю не позднее следующего дня после получения запроса направляется идентификатор платежа для осуществления выплаты (п. п. 22, 23 Приказа). Свыше указанной суммы размер платы увеличивается в зависимости от того, на какое количество объектов запрашиваются сведения и на территории какого количества регистрационных округов они находятся.
Запрос о выдаче выписки из ЕГРП направляется в Росреестр или на бумажном носителе или в форме электронного документа. На бумажном носителе запрос может быть подан на личном приеме и посредством почтового отправления. В электронном виде — путем заполнения формы запроса на сайте Росреестра или Портале государственных услуг. Перечень адресов органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, и МФЦ, по которым осуществляется прием запросов при личном обращении, публикуется на официальном сайте Росреестра (п. 6 Приказа Минэкономразвития России от 14 мая 2010 года N 180). Способы предоставления сведений, содержащихся в ЕГРП, перечислены в п. 5 Приказа. В электронном виде информация может быть направлена в виде XML-документа или документа, размещенного на официальном сайте, ссылка на который направляется на электронный почтовый ящик заявителя, указанный в запросе.
Электронный документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью, бумажный — подписывается уполномоченным должностным лицом и заверяется печатью (п. п. 28, 29 Приказа). По общему правилу выписка предоставляется в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса (п. 41 Приказа) и не имеет срока давности, установленного законом. Он может изменяться в зависимости от целей использования выписки (например, при совершении сделок с недвижимостью с использованием кредитных средств банки обычно требуют выписку не старше 30 дней на момент заключения договора).
ЮРИСТЫ19.РФ