Правовая инструкция ЮРИСТЫ19.РФ расскажет, как создаются и на каких основаниях осуществляют свою деятельность народные дружины; о пределах полномочий народных дружинников.
1.Что такое народная дружина по закону?
Народные дружины и иные общественные организации правоохранительного характера могут создаваться гражданами, которые отвечают определенным требованиям. Они распространяются и на учредителей, и на членов таких организаций. Деятельность народных дружин регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка»;
законами субъектов РФ (например, Закон Республики Дагестан «О народных дружинах в Республике Дагестан»);
муниципальными НПА (например, Решение Челябинской городской Думы от 20.12.2016 N 27/25 «Об утверждении Положения об оказании поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создании условий для деятельности народных дружин на территории города Челябинска»);
уставом дружины.
Граждане, желающие содействовать правоохранительной деятельности в составе народной дружины, должны провести собрание коллектива территориального общественного самоуправления (ТОС может создаваться на уровне дома, района и т. д.) с повесткой о создании дружины и выборе ее командира, уведомить о создании дружины органы местного самоуправления и районный отдел полиции. В течение 7 дней органы местного самоуправления должны согласовать создание и закрепить за ней территорию, в пределах которой она вправе осуществлять свою деятельность. Затем учредитель дружины подает заявление и документы (в том числе для проверки участников, командира и учредителя дружины) в районный отдел полиции, где в течение месяца со дня регистрации заявления принимается решение о внесении дружины в региональный реестр народных дружин. После этого дружинникам выдаются удостоверения и заключается трехстороннее соглашение о сотрудничестве. Планы работ дружина и график привлечения к охране общественного порядка утверждаются полицией.
2.Что можно и нельзя дружинникам?
Основными направлениями деятельности народных дружин являются участие в следующих правоохранительных мероприятиях:
содействие полиции и другим правоохранителям в поддержании общественного порядка;
профилактика и пресечение противоправных деяний на вверенной территории;
охрана правопорядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
повышение правовой грамотности населения, разъяснение норм поведения в общественных местах.
При участии в охране общественного порядка дружинники вправе:
требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
принимать меры по охране места происшествия и обеспечению сохранности доказательств правонарушения;
оказывать содействие полиции вплоть до применения физической силы.
Применение силы допускается для устранения опасности в состоянии необходимой обороны, а в иных случаях запрещается. По отношению к инвалидам, беременным женщинам и несовершеннолетним можно применять силу только если они совершают вооруженное или групповое нападение. Применению силы должно обязательно предшествовать предупреждение (за исключением случаев, когда задержка может создавать угрозу жизни и здоровью людей, в том числе дружинников), а сами силовые действия соответствовать ситуации. После этого дружинники должны оказать первую помощь или способствовать этому, а также сообщить в полицию. При этом дружинники вправе отказаться от исполнения обязанностей, если им угрожает непосредственная опасность.
Осуществлять свою деятельность дружины могут в следующих формах:
совместное патрулирование дружинников с сотрудниками полиции;
дежурство при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий;
участие в мероприятиях правоохранительных органов по предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений;
использование СМИ для пропаганды правовых знаний;
иные формы, не противоречащие закону.
Нельзя создавать народные дружины при политических партиях и религиозных объединениях, и наоборот, деятельность организаций подобного рода запрещается в народных дружинах.
3.Какие споры могут возникать по деятельности дружинников?
Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народных дружинников в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2500 рублей (ст. 19.35 КоАП РФ).
В судебной практике также известны случаи, когда граждане пытались взыскать компенсацию в связи с гибелью лица при исполнении обязанности дружинника (не удалось, так как не был подтвержден статус дружинника, см. Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 22.06.2016 по делу N 33-2388/2016) и получить звание «Ветеран труда» на основании Почетной грамоты, врученной за активное участие в деятельности народной дружины (также безуспешно, поскольку по мнению суды активный труд не значит продолжительный и добросовестный, см. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.07.2013 по делу N 11-20185).
Кроме того, оспаривалось бездействие администрации города в связи с непринятием мер к учреждению народной дружины. В качестве истца выступил прокурор и полагал, что отсутствие дружины негативно влияет на эффективность профилактических мероприятий и затрагивает права граждан на личную и общественную безопасность. В удовлетворении требований прокурора было отказано, поскольку нормы Положения о народных дружинах, касающиеся учреждения администрацией города народной дружины, носят не обязательный, а рекомендательный характер (Кассационное определение Нижегородского областного суда от 28.09.2010 по делу N 33-8454).
4.Статью подготовили специалисты: ЮРИСТЫ19.РФ напоминаем, что у нас Вы всегда можете получить консультацию, тел. для справок 89607775577 или 89832774747