1.В каких случаях могут звонить коллекторы?
У Вас образовалась задолженность по взятому в банке или микрофинансовой организации кредиту;
По кредиту, в котором Вы выступали в качестве поручителя;
Кредит был взят Вашим родственником или знакомым и он указал Вас в анкете (иногда банки просят указывать такую информацию);
По кредиту или займу о котором Вы ничего не знаете (мошенничество с кредитом или ошибка).
Если коллекторы звонят по пунктам 3 или 4, достаточно выяснить в каком банке находится задолженность и написать заявление на запрет использования и обработки персональных данных.
2.Сколько раз могут звонить коллекторы?
С 01.01.2017 года в России были вступили в силу все положения Федерального Закона №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Этот закон устанавливает ограничения на количество звонков, которые вправе совершать коллектор должнику:
По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником:
в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
посредством личных встреч более одного раза в неделю;
посредством телефонных переговоров:
а) более одного раза в сутки;
б) более двух раз в неделю;
в) более восьми раз в месяц.
Следовательно, закон запрещает звонить более 1 раза в день и более 2 раз в неделю, дополнительно ограничивая время звонков. Ночью звонить и писать смс коллекторы также не имеют право.
3.Куда жаловаться на коллекторов?
Жалоба на коллекторов в службу судебных приставов:
Закон также наделил Службу судебных приставов правом составлять административные протоколы на коллекторов, нарушающих требования закона. Административный протокол составляется в соответствии со ст. 14.57 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Штраф, предусмотренный частью 2 данной статьи:
на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обязательно попросите собеседника представиться, в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального Закона №230-ФЗ (ранее такая обязанность была закреплена в п. 5 ст. 15 Федерального Закона №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»). Запишите ФИО, должность звонящего, а также наименование организации (коллекторское агентство), которая осуществляет взаимодействие. Если собеседник отказывается представиться — не стоит продолжать разговор, просто положите трубку.
Необходимо выяснить какое отношение собеседник имеет к образовавшемуся долгу. В данном случае может быть несколько вариантов:
коллектор действует в интересах банка;
коллектор действует в интересах организации, которой банк переуступил Ваш долг. В данном случае у коллекторов и у банка необходимо запросить заверенные копии следующих документов: полный расчет задолженности с кредитным договором и договором переуступки долга (договором цессии). До получения этих документов — ни в коем случае не платите коллекторам!
Общаться следует только вежливо, объяснить что несогласны с расчетом долга и порекомендовать обратиться в суд.
При повторном звонке в тот же день или если звонок поступил в ночное время (с 22 до 8 часов) необходимо сослаться на статью 7 Федерального Закона №230-ФЗ и сообщить что жалоба на противозаконные действия будет направлена в Федеральную Службу Судебных Приставов РФ.
Затем нужно получить распечатку звонков от Вашего оператора сотовой связи и направить в ФССП жалобу (скачать образец жалобы на коллекторов в ФССП). Жалобу на действия коллекторов Вы можете принести самостоятельно в региональный орган Федеральной службы судебных приставов либо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Если Вы самостоятельно принесете жалобу, лучше сразу принести в 2 копиях, чтобы получить отметку о получении данной жалобы с датой и ФИО должностного лица, принявшего жалобу. Это позволит Вам требовать своевременного ответа на поданную жалобу.
Срок рассмотрения обращений граждан: 30 дней с даты подачи жалобы.
Жалоба на коллекторов в прокуратуру и полицию:
Основная задача органов прокуратуры, согласно пункту 2 ст. 1 Закона о Прокуратуре это:
обеспечение верховенства закона;
обеспечение единства и укрепления законности;
обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
Основная задача органов полиции, согласно пункту 1 ст. 2 Закона о Полиции это:
защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам.
Следовательно защита интересов граждан от противоправных действий коллекторов — прямая обязанность данных органов. Поэтому направление жалобы в прокуратуру и полицию будет вполне уместным и позволит «усилить» Вашу позицию при последующем общении с коллекторами.
Затем, также как и в случае с жалобой на коллекторов в ФССП, нужно получить распечатку звонков от Вашего оператора сотовой связи и направить жалобу в региональный отдел прокуратуры.Аналогичную жалобу Вы можете подать и в отдел полиции, просто изменив получателя жалобы и основание подачи
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 1 N 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»,
Нужно заменить на
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 2 N 3-ФЗ «О полиции»,
Жалобу в прокуратуру Вы можете подать самостоятельно, заказным письмом либо через интернет-приемную. У каждого регионального органа прокуратуры есть своя интернет-приёмная, через которую Вы можете обратиться с жалобой на коллекторов онлайн.
Срок рассмотрения обращений граждан: 30 дней с даты подачи жалобы.
Жалоба на коллекторов в НАПКА (Национальная ассоциация коллекторских агентств):
При подаче жалобы в НАПКА необходимо указать коллекторское агентство, на которое подаётся жалоба или хотя бы номера телефонов, с которых производятся звонки и смс. Также обязательно нужно указать телефон, на который поступают звонки от коллекторов. Отправить жалобу в НАПКА можно через онлайн форму на сайте: Отправить онлайн-жалобу на коллекторов.
Срок рассмотрения обращений в НАПКА составляет в среднем 5-7 рабочих дней, однако в некоторых случаях может занять более продолжительное время.
4.Жалоба на коллекторов в РосПотребНадзор и другие государственные органы надзора:
РосПотребНадзор — действительно орган, основной обязанностью которого является надзор за соблюдением организациями прав граждан при оказании им каких-либо услуг. Однако, подобная жалоба будет неэффективна и, скорее всего, будет перенаправлена в ФССП.
5.Статью подготовили специалисты: ЮРИСТЫ19.РФ напоминаем, что у нас Вы всегда можете получить консультацию, тел. для справок 89607775577 или 89832774747