Дисконтными картами, предоставляющими скидки на товары, пользуются практически все российские покупатели. Они созданы для привлечения потребителей льготными ценами, однако часто в руках умелых маркетологов становятся орудием обмана потребителей.
Правовая инструкция ЮРИСТЫ19.РФ расскажет о том, как обманывают с дисконтными картами.
1.Нужны ли паспортные данные для оформления дисконтной карты?
Многие привыкли, что для оформления дисконтной карты в магазине приходится заполнять длинную анкету. Ее содержание может быть достаточно безобидным. Продавец может вставить в анкету вопросы о вкусах покупателя, об источнике информации о товаре и предпочтительных способах покупки и оплаты. С согласия покупателя эта информация может быть использована для маркетинговых исследований с целью дальнейшего улучшения и продвижения товаров.
Беспокоиться стоит, если в анкете предлагают указать свои паспортные данные и адрес фактического проживания. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Запрещается собирать «избыточные» данные о человеке, к которым в данном случае относятся номер и серия паспорта. А указывать фактическое место проживания (почтовый адрес) покупателю стоит, только если он хочет получать от продавца корреспонденцию — обычно это рекламные проспекты.
Отказ покупателя предоставить эти данные не может быть основанием для отказа в выдаче дисконтной карты, так как включения в договор требования предоставить избыточные данные может рассматриваться как условие, ущемляющее право потребителя по сравнению с законом, а оно недействительно в силу ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 168 ГК РФ.
2.Что делать, если вместо дисконтной выдали кредитную карту?
дисконтной карты, о котором говорилось выше, может быть обусловлено желанием продавца оформить вместо дисконтной кредитную карту. Этот способ продвижения, а на самом деле навязывания банковских услуг вопреки ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», очень популярен в крупных городах, где банки и ритейлеры развивают совместные партнерские программы.
Часто, получив карту в запечатанном конверте, покупатель может и не знать, что на его имя была оформлена кредитная карта с денежным лимитом и платой за ежегодное обслуживание. А использовав такую карту, потребитель должен будет восполнить баланс средств в течение так называемого «льготного периода», по истечению которого на долг будут начисляться пени.
Потребитель должен знать, такие действия продавца нарушают его право на полную информацию о предоставляемой услуге, предусмотренное ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». В такой ситуации покупатель может не активировать карту или подать заявление в банк об одностороннем отказе от навязанных ему услуг, а заодно и подать жалобу в Роспотребнадзор с просьбой привлечь продавца и банк к ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ.
3.Как избавиться от SMS-рекламы?
При заполнении анкеты для оформления дисконтной карты у покупателя часто спрашивают согласие на рассылку ему SMS с информацией об акциях и предложениях. Поставив галочку в нужной графе, покупатель начинает получать рассылку, необходимость в которой со временем может отпасть. Прекратить рассылку можно, обратившись как к рекламодателю, так и к оператору мобильной связи — в последнем случае необходимо предоставить номер, прием сообщений с которого будет заблокирован. Если же рекламная SMS-рассылка происходит без согласия абонента, что противоречит ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», то это повод пожаловаться в Управление Федеральной антимонопольной службы, которая осуществляет надзор за соблюдением данного закона.
Если есть повод думать, что персональные данные покупателя были переданы третьим лицам, которые осуществляют отправку рекламных SMS, то это может служить основанием для обращения в прокуратуру. Если информация подтвердится, то виновные будут отвечать по ст. 13.11 КоАП РФ.
4.Есть ли особые требования к «желтым ценникам»?
Так называемые «желтые ценники», на которых обычно указывается цена с учетом скидки по дисконтной карте, должны быть оформлены с учетом общих требований Закона «О защите прав потребителей», предъявляемых к ценникам. .
Часто потребители жалуются, что информация на «желтых ценниках» бросается в глаза, в то время как обычную цену товара приходится долго искать, что вводит потребителей в заблуждение. К сожалению, Закон «О защите прав потребителей» не обязывает продавцов указывать обычную цену товара и по акции/карте одинаковым шрифтом, что позволило бы избежать неприятных ситуаций, когда покупатель бросает товары на кассе, узнавая их настоящую цену.
5.Всегда ли цена по карте ниже обычной?
Совершая покупки по дисконтной карте, покупатель часто ориентируется на «желтые ценники», где указана цена со скидкой, не обращая при этом внимания на обычную цену товара, а зря. Как показывает практика, такой невнимательностью покупателей могут пользоваться умелые маркетологи, устанавливая цену по карте выше, чем без нее, как бы это абсурдно не выглядело. Сразу несколько таких ценников клиент ЮРИСТЫ19.РФ сфотографировал в одном из гипермаркетов (см. фото ). От использования дисконтной карты для покупки этих товаров лучше отказаться.
6.Что делать, если скидка не «пробивается» на кассе?
Продавец, выдавая дисконтную карту, принимает на себя обязательство предоставлять скидку на товар согласно условия выдачи карты. В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается и может быть установлен только законом. Поэтому то, что скидка не пробивается на кассе, не может быть основанием для отказа продавца от взятых на себя обязательств. Продавец обязан в этом случае предоставить скидку, устранив техническую проблему.
7.Может ли продавец аннулировать дисконтную карту?
Аннулировать дисконтную карту в одностороннем порядке продавец не вправе (ст. 310, 450 ГК РФ), однако может установить срок ее действия. Если дисконтная карта была аннулирована в одностороннем порядке, хотя срок ее действия еще не истек, потребитель имеет право требовать восстановления карты или пожаловаться на нарушение своих прав в «Роспотребнадзор».