Вы обратились к продавцу с претензией, а он Вам не ответил или ответил, что Ваши требования не удовлетворит. Что делать? Выход один, обращение в суд с исковым заявлением о защите прав потребителей.

В данной статье мы расскажем, как это сделать.

Нормы, регулирующие правоотношения между потребителем и продавцом/исполнителем урегулированы преимущественно Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Мы не будем останавливаться на таких понятиях как потребитель и продавец, однако напомним, что потребитель приобретает товар, заказывает услуги только для своих личных и иных нужд, НЕ СВЯЗАННЫХ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, так как в противном случае, будут применяться совсем другие нормы законодательства РФ.

Что такое исковое заявление потребителя

Это по сути та же претензия к продавцу/исполнителю, только адресованная в суд и содержащая ссылки на нормы права. Исковое заявление, как правило, должно содержать те же требования истца (потребителя) к ответчику (продавцу/исполнителю), что были изложены в претензии, однако это не обязательное условие.

Само обращение с досудебной претензией к продавцу/исполнителю также не является обязательным условием (в Законе такой необходимости не предусмотрено). Однако, во-первых, досудебная претензия дает возможность гораздо быстрее урегулировать спор, избежав судебной волокиты, а во-вторых, в исковом заявлении требования о взыскании неустойки, морального вреда и штрафа могут быть удовлетворены, только если была претензия.

В какой суд обращаться по защите прав потребителей

Согласно ст. 23,24 ГПК РФ при цене иска до 50 000 рублей иск направляем мировому судье (судебные участки), а свыше 50 000 рублей — в районный суд. Надо помнить, что в цену иска входят основные требования (денежные средства за товар/услуги)  И НЕУСТОЙКА, если она заявлена. Моральный вред, штрафы, судебные расходы, госпошлина в цену иска не входят.

Важно. Если заявлены требования неимущественного характера или имущественного характера, но не подлежащего оценке (денежному выражению), то необходимо обращаться в районный суд, это же касается и требований компенсации морального вреда, если кроме них нет других требований в иске.

В какой именной суд подать исковое заявление

Ст. 17 Закона «О защите прав потребителей»; а также ст. 28 и 29 ГПК РФ предусмотрена подсудность ПО ВЫБОРУ ИСТЦА, то есть потребителя, как ему удобнее:

  • По месту жительства или пребывания потребителя;
  • По месту нахождения ответчика (продавца, изготовителя, исполнителя услуги). Иск к организации предъявляется по юридическому адресу организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель — по его месту жительства;
  • По месту заключения или исполнения договора (продажи товара или предоставления услуги);
  • По месту нахождения филиала или представительства основной организации (продавца, изготовителя, исполнителя услуги).

Госпошлина при подаче искового заявления в суд по защите прав потребителей

Как правило нет. Но есть и исключение из правил.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей»; а также пп.4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ истец освобожден от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. Если же цена иска превышает 1000000 руб., то госпошлина уплачивается в сумме, предусмотренной пп. 1 п. 1 ст. 333. 19 Налогового кодекса РФ, уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 руб. То есть сначала рассчитывается госпошлина от суммы иска свыше одного миллиона рублей, из получившейся вычитается госпошлина, рассчитанная от одного миллиона рублей. Иногда, судьи, забывают про это правило и можно пробовать подать исковое заявление без оплаты госпошлины, однако не стоит на это рассчитывать, а лучше указать в исковом заявлении наряду с основными, требования о взыскании с ответчика в пользу потребителя оплаченной госпошлины.

Неустойка при подаче искового заявления о защите прав потребителя

Неустойка – денежная сумма, подлежащая взысканию с продавца/изготовителя в пользу потребителя за нарушение сроков выполнения его требований. Поэтому, как уже отмечалось выше, досудебная претензия нужна для того чтобы заявлять требования о взыскании неустойки. Так как именно из претензии видно с какого момента начисляется неустойка за нарушение сроков, и какие требования были заявлены. По общему правилу неустойка взыскивается со дня, когда продавец должен был исполнить требования продавца в претензии, по дату фактического его удовлетворения (или вынесения решения суда).

За нарушение каких сроков Законом предусмотрена неустойка и какой ее размер

Неустойка при продаже товаров:

  • Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о гарантийном ремонте
  • Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о замене товара
  • Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя об уменьшении стоимости товара
  • Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возврате денег за товар;
  • Неустойка за нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара

Неустойка при выполнении работ и оказании услуг:

  • Неустойка за нарушение сроков (новых сроков) выполнения работ;
  • Неустойка за нарушение новых сроков выполнения работ, назначенных потребителем
  • Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы;
  • Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о соответствующем уменьшении цены выполненной работы;
  • Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о повторном выполнении работы/безвозмездном изготовлении другой вещи;
  • Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возврате денег за работу;
  • Неустойка за просрочку удовлетворения требования о возмещении убытков.

Определившись с периодом просрочки и требованиями, умножаем цену товара/услуги на количество дней просрочки и на следующий процент в зависимости от требований: 0,5 % потребитель вправе применять при расчете за просрочку передачи предварительно оплаченного товара, 1 % при расчете за просрочку удовлетворения требований потребителя при продаже некачественного товара, 3 % при расчете за просрочку выполнения работ и при просрочке удовлетворения требований потребителя при выполнении работ.

При этом не забывайте, что как и размер морального вреда, расходов на юридические услуги, размер неустойки может быть снижен судом, поскольку эта сумма попадает под оценочную категорию.

Таким образом, если Вы не знаете как рассчитать неустойку, и с какими требованиями Вы можете подать исковое заявление, обратитесь в Юридический центр «Андрушонок и Партнёры» за квалифицированной юридической помощью специалистов. Вам бесплатно помогут не только грамотно составить иск или претензию, но и представить Ваши интересы в суде.

 

 

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

8 9832774747