16 Ноя 2016

Как возместить убытки, причиненные государством?

0 Comment

Правовая инструкция ЮРИСТЫ19.РФ расскажет, в чем может выражаться вред, причиненный действиями (бездействием) государственных органов, на каких основаниях гражданин может потребовать компенсации причиненного ущерба, как рассматриваются данные иски.

1.Когда граждане вправе требовать возмещения убытков от государства?

Нормы закона, предусматривающие материальную ответственность государства за причинение вреда гражданам вследствие незаконных действий (бездействия) госорганов, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, содержатся в ст. 53 Конституции РФ, ст. ст. 16, 1069 и 1071 ГК РФ. Ст. 1070 предусматривает возмещение вреда в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, что будет подробно рассмотрено в следующих правовых инструкциях.
Одним из наиболее распространенных действий, признаваемых в качестве основания для возмещения убытков госорганами, является принятие нормативно-правовых актов и решений, которые противоречат действующему законодательству. Под бездействием следует понимать неисполнение в установленные сроки и порядке обязанностей, возложенных на те или иные органы (например, явно выраженный отказ принять акт, нерассмотрение обращения заявителя), а также уклонение от исполнения обязанностей. Обязательным условием возникновения права на возмещение убытков является наличие последствий, которые повлекли такие действия (бездействие) для конкретных граждан: нарушены права и свободы граждан или создано препятствие к их осуществлению.
Граждане вправе оспорить нормативно-правовые акты, решения и действия государственных органов в порядке как гражданского, так и административного судопроизводства (главы 21, 22 КАС РФ), однако нормами КАС РФ не предусмотрено право требовать возмещения убытков. Это может быть сделано только после рассмотрения административного искового заявления путем подачи гражданского иска (это же правило действует при оспаривании незаконного постановления о привлечении гражданина к административной ответственности). В то же время, КАС РФ расширяет круг организаций, действия которых могут быть оспорены, и относит к ним также организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями (квалификационные коллегии судей, различные комиссии: жилищные, призывные, экзаменационные и др.).
Для гражданина не имеет принципиального значения, заявлять требования в суд в порядке, предусмотренном ГПК РФ или КАС РФ, поскольку вид судопроизводства должен определяться судом в зависимости от характера правоотношений, из которых вытекает требование гражданина, а не от избранной им формы обращения в суд (см. ч.6 ст.218 КАС РФ). В первую очередь суд должен рассматривать те требования, разрешение которых позволит в дальнейшем рассмотреть остальные.

2.Что понимается под убытками от государства?

В перечисленных статьях ГК РФ, содержащих нормы об ответственности госорганов за незаконные действия (бездействие), используются понятия «возмещение убытков» и «возмещение вреда». Согласно ст. 15 ГК РФ к убыткам относятся реальный ущерб (расходы, понесенные с целью восстановления нарушенного права, например, на аренду квартиры в случае бездействия госоргана, обязанного предоставить жилье по договору соцнайма — см. п.10 Обзора судебной практики ВС РФ N 1 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 4 марта 2015 г.) и упущенную выгоду. Вред может быть причинен не только имуществу и здоровью гражданина, но и личности (чести и достоинству). До недавнего времени лицам, привлеченным к административной ответственности незаконным решением уполномоченного лица, не удавалось компенсировать моральный вред при оспаривании такого решения. Однако с вынесением Определения Верховного суда РФ по делу №77-КГ16-2 ситуация изменилась.
ВС РФ указал, что при незаконном привлечении к административной ответственности в виде штрафа может быть нарушено такое нематериальное благо как достоинство, включающее самооценку таких качеств, как добросовестность и законопослушность. Обычно суды при рассмотрении таких требований считают, что незаконное наложение административного штрафа нарушает только имущественные права лица. Истец же посмотрел на эту проблему шире, а Верховный суд поддержал его, поскольку в постановлении о привлечении к административной ответственности содержится не только решение взыскать штраф, но и вывод о совершении правонарушения, нарушении норм права, чего не было в действительности (в данном случае не было события нарушения). При рассмотрении подобных споров в дальнейшим суды будут обязаны учитывать данную позицию ВС РФ.

3.Кому предъявлять иск к органу власти?

Иск, содержащий требования о возмещении убытков, подается гражданином, права которого нарушены, в порядке гражданского судопроизводства в суд общей юрисдикции по месту своего жительства или нахождения органа, выступающего в качестве ответчика (ч.2 ст. 254 ГПК РФ). Также в качестве суда первой инстанции может рассматривать дело Верховный суд РФ. Военнослужащие подают иск в военный суд. К органам государства или местного самоуправления, органам власти субъектов РФ, а также их должностным лицам требования о возмещении убытков не предъявляются, поскольку за них отвечает государственная казна в лице соответствующих финансовых органов (ст. 1071 ГК РФ), например, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по субъекту РФ. Если в качестве ответчика указано иное лицо, суд обязан принять иск к рассмотрению и произвести замену ненадлежащего ответчика. Взысканию убытков судом должна предшествовать оценка законности действий и изданных правовых актов, причинивших убытки. Обстоятельства, подлежащие выяснению судом, конкретизированы в ст. 226 КАС РФ:
нарушены ли права, свободы и законные интересы истца;
соблюдены ли сроки обращения в суд (3 месяца с момента, когда должен был узнать о нарушении своего права — ст.256 ГПК РФ, КАС РФ устанавливает различные сроки);
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, наделенного полномочиями на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
соблюден ли порядок принятия решения (совершения действия), если такой порядок установлен;
имеются ли основания для принятия решения (совершения) действия, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание решения (действия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

[top]